Социальное обеспечение это пенсии

Портал государственных услуг Российской Федерации. Как индексируются социальные пенсии. Социальная пенсия индексируется ежегодно 1 апреля с учетом прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. В 2022 году пенсию планово проиндексировали с 1 апреля на 8,6% и внепланово — с 1 июня на 10%. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Социальные пенсии: понятие, условия назначения. Общие признаки социального пенсионного обеспечения.

Право на социальное обеспечение

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии. В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета. Социальные пенсии представляют собой способ материального обеспечения нетрудоспособных лиц, не имеющих по различным причинам права на трудовую пенсию.

Они назначаются не в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью гражданина. Поэтому их размеры не зависят от продолжительности трудового стажа и размера заработка гражданина, а привязаны к минимальному размеру пенсии по возрасту.

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию, а именно: инвалидам, в том числе инвалидам с детства; лицам, достигшим общепенсионного возраста м. Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи: с достижением установленного законом возраста; наступлением инвалидности; -потерей кормильца1. Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями: Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. Дети-инвалиды; Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины , не выплачивается в период выполнения им оплачиваемой работы.

Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Пенсия по инвалидности увеличилась на 212 рублей до 6651 рубля, а пенсия по случаю потери кормильца с 1 апреля равняется 6550 рублям произошло увеличение на 209 рублей.

В 2012 средний размер социальной пенсии составил 5952 рубля. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается.

Социальная пенсия по возрасту согласно ст. Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше с 55 и 50 лет 1. К коренным малочисленным народам Севера далее - малочисленные народы относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями ст.

Единый перечень малочисленных народов утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность.

Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления. Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у ее получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах местностях.

При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий ст. И, наконец, в-четвертых, насколько соответствует конкретный механизм правового регулирования отдельных видов пенсионирования элементам, образующим легальное понятие пенсий? Разумеется, на настоящий момент дать исчерпывающий ответ на поставленные и ряд других вопросов достаточно сложно, для этого требуется определенный правоприменительный материал, анализ пока еще отсутствующих теоретических исследований и др.

Но тем не менее мы предпримем попытку это сделать в настоящем разделе и в других разделах нашего исследования, в связи с чем считаем возможным первоначально ограничиться лишь воспроизведением понятий пенсий, содержащихся в новейшем законодательстве. К такому способу исследования нас побуждает и требование целесообразности изложения материала, позволяющее избежать в дальнейшем излишнего цитирования соответствующих правовых дефиниций.

Итак, согласно ст. По Закону от 17 декабря 2001 г. По нашему мнению, ценность приведенных выше определений — не в отточенности соответствующих формулировок, не в их логическом построении, не в использованной в них терминологии, не в стремлении законодателя закрепить в них исчерпывающий перечень оснований и условий пенсионного обеспечения и др. Главной ценностью является, прежде всего, сам факт их нормативно-правового закрепления. С принятием соответствующих юридических норм законодателем сделан шаг первостепенного значения, состоящего в том, что впервые на протяжении длительной истории своего существования огромный массив правовых предписаний, сложившийся и обособившийся от норм, регулирующих иные виды общественных отношений, наконец-то приобрел свою конструирующую основу, тот остов, на котором строится вся правовая политика в деле пенсионного обеспечения.

Одновременно этот шаг лишний раз свидетельствует о повышении заинтересованности государства в более тщательном, качественном урегулировании отношений по пенсионному обеспечению. Государственный интерес, в свою очередь, является одним из важнейших системообразующих факторов, о которых шла речь при рассмотрении вопроса о месте пенсионного права в системе права России. Таким образом, новые пенсионные законы в какой-то степени сняли с повестки дня давно созревший и, безусловно, наболевший вопрос о понятии пенсии и тем самым открыли возможность для дальнейшего совершенствования всего юридического инструментария в рассматриваемой сфере правового регулирования.

В отличие от нормотворческих органов в юридической литературе вопрос о понятии пенсий поднимался многократно, и к чести ученых советского периода следует отметить, что ими был внесен существенный вклад в научное осмысление этой правовой категории и предложен не только ряд определений пенсий, но и достаточно обстоятельно охарактеризованы составляющие ее элементы.

Собственно, с уверенностью можно констатировать, что теоретические «наработки» ученых того времени легли в основу современного легального определения пенсии, поэтому, давая оценку позициям ученых, мы параллельно с этим будем анализировать понятия пенсий, закрепленные в действующем законодательстве.

Так, например, В. Андреев, который по праву может быть отнесен к числу основоположников права социального обеспечения, в конце 60-х годов определял пенсию как «ежемесячные выплаты из фондов для нетрудоспособных, назначаемые гражданам в случае старости, инвалидности, потери кормильца и выслуги лет в связи с определенным видом общественно полезной деятельности в прошлом, в размерах, как правило, соизмеримых с прошлым заработком» [7].

Зайкин, также внесший заметный вклад в становление права социального обеспечения в качестве самостоятельной правовой отрасли [8] , следующим образом определяет пенсию — это ежемесячная социально-алиментарная выплата, назначаемая лицам, потерявшим кормильца, и иным категориям граждан в связи с прошлой общественно полезной деятельностью, в размере, как правило, соизмеримом с оплатой по труду, и являющаяся основным источником средств к существованию.

Шайхатдинов на основе признаков, вытекающих из содержания действующего законодательства, предлагает следующее определение: «пенсия — ежемесячная выплата, производимая государством из Пенсионного фонда при наступлении у гражданина пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, исчисляется из заработка и является источником средств существования пенсионера» [9].

В юридической литературе существует, наряду с выработкой дефиниции, и другой способ определения сущности и содержания пенсии, который сводится к перечислению ее наиболее характерных признаков и их анализу [11]. Но так или иначе и в первом, и во втором подходе к выработке понятия «пенсия» ни один автор не обходит вниманием характеристику тех элементов, из которых складывается соответствующее определение.

Мы используем обобщенный вариант указанных приемов определения понятия «пенсия» и начнем с характеристики наиболее важных, на наш взгляд, ее отличительных признаков с одновременным пояснением причин, по которым далеко не все из перечисленных в литературе элементов этого понятия будут подлежать соответствующему анализу. Слово «пенсия» — латинского происхождения и в буквальном переводе означает платеж [12]. Поэтому большинство исследователей, беря за основу это исходное начало и уточняя его, определяют пенсию как ежемесячную, т.

Но достаточно ли такого уточнения для того, чтобы выявить специфику пенсии как вида платежа, платы или оплаты? Этот вопрос вполне естествен и вызван тем, что если пенсию рассматривать в качестве платежа, каковым она и является, то, в свою очередь, далеко не каждый платеж плата , соответственно, является пенсией.

Иными словами, следует выяснить, в каком смысле, под каким углом зрения, по какой причине и основанию пенсию принято считать разновидностью платежных обязательств?

Отметим также, что указанный признак пенсии закреплен в обоих из приведенных выше легальных ее определений. Платежи в обществе с товарно-денежными отношениями, в государствах, экономика которых основана или ориентирована на рынок, играют огромную роль и с полным основанием могут расцениваться в качестве не только ведущего, но и универсального средства взаимодействия соответствующих субъектов. Их используют повсеместно и в различных сферах, в связи с чем они отличаются большим многообразием: платежи совершаются в различных формах денежной, натуральной, смешанной, правовой и неправовой , между различными субъектами физическими и юридическими лицами , в самых различных сферах: экономической, политической, этической и т.

Платежом являются и расчеты по гражданско-правовым сделкам, и заработная плата наемных работников, таковым является и эмоциональное отношение субъекта к другим лицам, а также меры ответственности, в том числе и за противозаконные действия поведение. Поэтому с тем чтобы определиться в природе пенсий как своеобразного вида платежа, выделить их из числа других, необходимо сопоставить их с наиболее близкими по внешним признакам платежами, такими, как оплата труда наемных работников, оплата услуг, товаров и работ по гражданско-правовым обязательствам, пособия по праву социального обеспечения.

Но при этом следует учесть, что такому сопоставлению уже было уделено значительное внимание в юридической литературе, особенно в период обоснования права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права [13]. Поэтому нам бы хотелось при анализе названного признака пенсий уточнить лишь то, что по каким-то причинам выпало из поля зрения исследователей. Любой платеж, в какой бы форме, каким бы образом и по какому бы основанию он не производился, является следствием и реализацией встречной обязанности моральной и юридической должного субъекта по отношению к одному или нескольким субъектам, имеющим основания требовать, просить, настаивать или просто ожидать его осуществления.

Если пенсия является видом платежа, исходящего от государства, которое признало за собой эту обязанность ст. Рассмотрение вопроса под таким углом зрения имеет особое значение в современный период, так как государство уже перестроило свою позицию в отношениях пенсионного обеспечения граждан и соответствующая обязанность в действующей Конституции уже закреплена не прямо, как это было сделано в ст.

Она лишь вытекает из содержания соответствующего этой обязанности субъективного права гражданина, которому гарантируется, как закреплено в ч. Причем такой подход имеет место лишь по отношению к трудовым пенсиям, но не к пенсиям по системе государственного пенсионного обеспечения, которые определяются как ежемесячные государственные выплаты. Но тем не менее, несмотря на определенное снижение уровня гарантий со стороны государства, оно признает себя обязанным по отношению к пенсионерам из числа застрахованных лиц, и эта обязанность является юридической, хотя, конечно же, пенсионное обеспечение всегда содержало в себе элемент благотворительности и попечительства.

Именно юридической эта обязанность, безусловно, является по отношению к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в связи с их прошлой трудовой служебной деятельностью и фактом уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В этом случае пенсию, как «ежемесячную выплату», следует рассматривать в качестве расчета государства, его платы за вложенный труд и временное использование страховых взносов для пенсионного обеспечения других, в том числе и не подлежащих государственному социальному страхованию лиц, как своеобразное долговое обязательство, подлежащее непременному исполнению.

Несколько иначе следует подходить к оценке пенсии, как разновидности существующих в обществе платежей, при обеспечении лиц, которые не принимали участия в общественно полезной деятельности и не производили отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд например, социальные пенсии, трудовые пенсии по случаю потери кормильца.

Несмотря на то, что эти лица не принимали участия в формировании средств на свое пенсионное обеспечение, их обеспечение не может рассматриваться как сугубо граситарное, т. Государство и личность, человек и общество взаимосвязаны и взаимообязаны друг другу. Общество обязано индивиду фактом своего существования, ибо любое человеческое сообщество, независимо от уровня его организации семья, государство , целей и задач, немыслимо без индивида. Поэтому государство платит указанной категории лиц не за то, что оно использовало их труд, а за факт своего существования, и соответствующая обязанность не превращается из юридической в морально-нравственную, этическую.

В данном случае деятельность по пенсионному обеспечению основывается на несколько иных началах, отличных от условий пенсионирования первой из вышеописанных категорий граждан. Из сказанного следует, что, характеризуя пенсию как ежемесячную денежную выплату, мы должны иметь в виду материализованную и выраженную в денежной форме обязанность государства по предоставлению средств к существованию нуждающимся гражданам, это его плата за факт своего существования, средство расчета со своими гражданами.

По этой причине достаточно трудно согласиться с существующей в юридической литературе точкой зрения на сущность социального обеспечения в целом, в том числе и обеспечение пенсионное, как на платежи, в основе которых лежат начала безэквивалентности и бесплатности [14]. Любая плата, платеж основывается на идее взаимности и всегда соизмеряется с тем, что было предварительно сделано, будь то платеж за оказанную услугу, выполненную работу, да даже за хорошее отношение, проявленное одним человеком по отношению к другому.

Плата и бесплатность — полярные категории, в связи с чем если за основу понятия «пенсия» берется слово «выплата», то говорить о бесплатности ее предоставления, на наш взгляд, по меньшей мере не логично. Далее, любая плата представляет собой эквивалент, т.

Поэтому, определяя пенсию как денежную выплату, исследователи, тем самым, через ее размер соизмеряют, оценивают эквивалентность выполняемой государством обязанности по отношению к своим гражданам [15]. Полагаем, что законодатель при закреплении понятия «пенсия» руководствовался именно таким подходом, указав, что пенсии предоставляются с целью компенсации заработка или дохода, утраченного в связи с прекращением службы работы. Характеризуя пенсию как ежемесячную денежную выплату, мы указываем на единый, но одновременно сложносочиненный элемент ее общего понятия, объединяющий три самостоятельных признака, первый из которых определяет ее природу — это платеж общества и государства за вклад человека в его существование и развитие, второй — определяет форму платежа, каковой традиционно являются денежные средства, и, наконец, третий — указывает на то, что соответствующие денежные платежи носят не разовый и эпизодический, а регулярный систематический характер.

Второй и третий признаки имеют большое значение для характеристики пенсий как особой, специфической разновидности существующих в общественной жизни платежей, позволяют отграничить ее от некоторых иных опосредованных правом платежей, в частности, в сфере гражданско-правового регулирования, хотя по отдельным видам сделок внешне эти признаки могут и совпадать.

Прежде всего, платежи в гражданском праве по возмездным сделкам производятся как в денежной, так и в натуральной формах, а также в их сочетании. Кроме того, сторонам предоставляется свобода выбора иных, не предусмотренных законом способов исполнения обязательства.

Наряду с ПФР страховщиком может выступать негосударственный пенсионный фонд НПФ , но только по формированию накопительной пенсии. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не стоит путать с подоходным налогом! Сумма налога на доходы физических лиц уменьшает сумму полученной на руки заработной платы, а страховые взносы на размер зарплаты не влияют, их платит работодатель. Конституция Российской Федерации. Статья 39 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, 2.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Также для назначения страховой пенсии по старости гражданин должен иметь минимальный пенсионный коэффициент 23,4 балла.

При этом трудовой стаж должен составлять не менее 13 лет. Как рассчитать пенсию по старости в 2023 году: калькулятор Пенсию в России гарантированно получает любой человек, даже если у него нет достаточного количества баллов пенсионного коэффициента. Такие граждане получают фиксированную социальную выплату, в 2023 году ее размер равняется 7567,33 рубля.

Если же у гражданина есть трудовой стаж и накоплены пенсионные баллы, то он может рассчитать размер выплат еще до выхода на пенсию. Для этого необходимо знать: продолжительность трудового стажа, который формируется не только на основе фактически отработанных лет, но и с учетом социально значимых периодов, таких как служба в армии, уход за детьми, инвалидами, пожилыми родственниками; размер заработной платы до вычета НДФЛ в каждом отработанном календарном году; год выхода на пенсию; индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый отработанный год и в сумме за всю трудовую жизнь; стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на год выхода на пенсию; размер фиксированной части страховой пенсии, который установлен на год выхода на пенсию.

Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии. Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались.

Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян[5]. В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя: 1 государственное пенсионное страхование; 2 государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию - за счет средств федерального бюджета базовая пенсия ; 3 дополнительное пенсионное страхование обеспечение , осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации - обязательных страховых взносов.

В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы[6].

Система государственного пенсионного обеспечения Пенсионная система — это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Лекция «Пенсионная система»

Несовершеннолетние дети и студенты очного отделения до 23-х лет, потерявшие одного или всех родителей, а также дети умершей одинокой матери. Граждане малочисленных народов Севера в возрасте от 55 лет — мужчины и от 50 лет — женщины, если они постоянно проживают в местности расселения своих предков, поддерживают их культуру и традиции.

Граждане в возрасте от 65 или 60 лет мужчины и женщины соответственно , которые не имеют права на выплату страховой трудовой пенсии. Семья военнослужащего в случае совершения им уголовного преступления, что привело к инвалидности или смерти кормильца.

Участники ВОВ и награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», если их инвалидность наступила по причине преступления или умышленного ущерба своему здоровью.

Так же, существуют некоторые категории граждан, которые имеют право на получение двух пенсий одновременно, одна из которых может быть социальной. Такими гражданами являются родители и вдовы военнослужащих по призыву, погибших в период службы или вследствие военной травмы. Они могут получать трудовую пенсию по случаю потери кормильца и социальную пенсию по старости или по инвалидности, за исключением социальной пенсии по случаю кормильца. Еще одна категория людей, имеющих право на получение двух пенсий сразу — нетрудоспособные члены семьи пострадавших от лучевой болезни или ставшие инвалидами, вследствие аварии на атомной электростанции в Чернобыле.

Виды социального пенсионного обеспечения Социальное пенсионное обеспечение является основным видом из различных форм социальной помощи, которая не определяется как частичное замещение заработка, не зависит от трудового стажа, уплаты пенсионных взносов и выплачивается в фиксированном размере из государственного бюджета, в зависимости от вида.

Социальная пенсия назначается в случае : достижения законодательно определенного возраста, наступления инвалидности и потери кормильца, впрочем, как и страховая трудовая. Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2024 году с учетом переходного периода ИПК составляет 25,8.

ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Социальный фонд за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

Размер пенсии по старости — Размер страховой пенсии складывается из двух частей. Первая часть рассчитывается индивидуально каждому человеку исходя из размера ИПК, — продолжает Елена. ИПК определяется по формулам и отталкивается от размера поступивших в Социальный фонд страховых взносов. Вторая часть — фиксированный базовый размер страховой пенсии. Кто может получить социальную пенсию? На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на неё право по достижении определённого возраста, но и инвалиды вне зависимости от возраста.

Лица, имеющие данный статус с детства, получают пособие вне зависимости от степени инвалидности. Например, москвичи в том числе, проживающие в столице более десяти лет на законных основаниях с учётом доплаты в 2023 году получают ежемесячную пенсию в размере 23 313 рублей. Сроки назначения социальной пенсии Вид социальной пенсии не влияет на сроки выплаты пособия. Все они выплачиваются в начале каждого месяца после того, как было оформлено право на их получение.

Пособия по старости являются бессрочными. Пособия по инвалидности выплачиваются до прохождения ими переосвидетельствования за исключением лиц, нетрудоспособных с детствах: они получают выплаты пожизненно. Социальную пенсию по потере кормильца выплачивают до тех пор, пока нетрудоспособный член семьи не достигнет 23-летнего возраста или не прекратит учебу в вузе. Как происходит выплата социальной пенсии? Россияне могут самостоятельно выбрать, как им удобнее получать пенсию.

Перечислим возможные варианты: 1. Получение на Почте России. Для этого придется регулярно ходить в почтовое отделение по назначенному сотрудниками почты графику. К проявлениям названного принципа также можно отнести закрепленную в действующем законодательстве возможность выплаты пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью службой лицам, выезжающим на постоянное жительство за границу.

Примером развития принципа всеобщности в российском пенсионном законодательстве служит вопрос о пенсионном обеспечении осужденных. Статья 124 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 19-ФЗ, далее - Закон N 340-1. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности статьи 124 названного Закона в связи с жалобами граждан Г.

Ардерихина, Н. Попкова, Г. Бобырева, Н. Коцюбки положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации и утратило силу с 16 октября 1995 года. В отношении иных видов пенсий статья 124 Закона N 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г.

N 1-ФЗ. Статья 98 данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит.

При анализе принципа всеобщности пенсионного обеспечения необходимо учитывать следующее. Как правило, пенсии устанавливаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которая признается законодателем общественно полезной.

Страховые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими значимой для государства соответствующей службы.

Природа указанных видов пенсий, несмотря на различные источники финансирования страховые средства и федеральный бюджет , схожа и заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой и или иной деятельности.

Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в особых случаях, например, в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.

Вместе с тем имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении социально значимых обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан.

Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации принципа всеобщности. В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью или по иным основаниям , остаются без государственной поддержки. Поэтому, по нашему мнению, полная реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий.

В обратном случае указанный принцип оставался бы во многом только красивой декларацией. История развития института социальных пенсий Социальные пенсии являются сравнительно новым институтом российского пенсионного законодательства.

Его история насчитывает чуть более 25 лет. Некоторые авторы отмечают, что впервые названные пенсии были введены Законом N 340-1. Так, Е. Мачульская и Ж. Горбачева свидетельствуют, что указанный Закон установил совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий. По словам М. Захарова и Э. Такая позиция несколько не соответствует фактам, отражающим историю отечественного пенсионного права.

Действительно, законодательное закрепление института социальных пенсий произошло в нашей стране именно в год принятия Закона N 340-1.

Однако осуществилось данное, без преувеличения, эпохальное событие несколько раньше и в связи с изданием другого нормативного правового акта - Закона СССР от 15 мая 1990 г. Право социального обеспечения. Данный срок определяет гражданин, но он не может быть меньше 10 лет. В таком случае все пенсионные накопления разделят на количество месяцев, выбранных гражданином, и будут выплачивать их частями каждый месяц на протяжении всего этого времени.

Выплата накопительной части пенсии родственникам. Это возможно в случае смерти гражданина до назначения ему выплаты за счет средств пенсионных накоплений или если он не получил эти накопления в полном размере при жизни. Получить пенсионные накопления любым из вышеуказанных способов при жизни женщины могут также только после достижения возраста 55 лет, а мужчины — 60 лет.

КАК УСТРОЕНА ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Кроме того, на такой вид материальной поддержки могут рассчитывать космонавты, работники летно-испытательного состава, военнослужащие и лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Пенсию по государственному обеспечению можно разделить на пять категорий: государственная пенсия по случаю потери кормильца, который принадлежал к одной из озвученных категорий; государственная пенсия по старости для пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; государственная пенсия по инвалидности — полагается военнослужащим, космонавтам; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; ветеранам Великой Отечественной войны; жителям блокадного Ленинграда; социальная пенсия — назначается нетрудоспособным гражданам, не имеющим достаточного количества пенсионных баллов или трудового стажа.

Кроме того, этот вид выплат назначается гражданам, лишившимся кормильца, у которого также не хватает правовых оснований для назначения страховой пенсии.

Что такое накопительная пенсия Помимо фиксированной социальной и страховой у пенсий российских граждан также имеется накопительная часть. Это надбавка, которая формируется на специальном лицевом счете человека из отчислений работодателя и дохода от их инвестирования. Гарантия финансовой стабильности: Социальное пенсионное обеспечение предоставляет гарантированный доход пожилым людям, что позволяет им обеспечить свои базовые потребности и поддерживать достойный уровень жизни.

Социальная справедливость: Система социального пенсионного обеспечения направлена на уменьшение социальных неравенств и бедности среди пожилых людей. Она обеспечивает равные возможности получения пенсии для всех граждан, независимо от их социального статуса, профессии или дохода во время трудовой деятельности. Защита от рисков: Социальное пенсионное обеспечение предоставляет защиту от различных рисков, таких как инфляция, потеря работы, инвалидность или смерть.

Оно обеспечивает финансовую поддержку в случае возникновения этих ситуаций и помогает пожилым людям сохранить свою независимость и достоинство. Стимулирование экономики: Социальное пенсионное обеспечение способствует стабильности потребительского спроса и способствует экономическому росту. Пожилые люди, получая пенсию, продолжают тратить деньги на товары и услуги, что способствует развитию бизнеса и созданию новых рабочих мест. Недостатки: 1. Финансовая нагрузка: Система социального пенсионного обеспечения требует значительных финансовых ресурсов со стороны государства или других источников.

Это может создавать дополнительную финансовую нагрузку для экономики и налогоплательщиков. Демографические вызовы: Социальное пенсионное обеспечение сталкивается с вызовами, связанными с демографическими изменениями, такими как увеличение средней продолжительности жизни и снижение рождаемости. Это может привести к нехватке финансовых ресурсов и угрозе устойчивости системы пенсионного обеспечения.

Ограниченный уровень пенсии: Социальное пенсионное обеспечение может предоставлять только базовый уровень пенсии, который может быть недостаточным для покрытия всех потребностей пожилых людей. Это может требовать дополнительных источников дохода или личных сбережений для поддержания достойного уровня жизни.

Бюрократические процедуры: Получение пенсии через систему социального пенсионного обеспечения может потребовать выполнения различных бюрократических процедур и предоставления документов. Это может быть сложным и времязатратным процессом для пожилых людей, особенно для тех, кто имеет ограниченные навыки в области информационных технологий или доступ к необходимым ресурсам. Несмотря на некоторые недостатки, социальное пенсионное обеспечение играет важную роль в обществе, обеспечивая финансовую стабильность и социальную защиту пожилым людям.

Оно помогает создать справедливое и устойчивое общество, где каждый имеет право на достойную жизнь в пожилом возрасте. Роль государства в социальном пенсионном обеспечении Государство играет важную роль в обеспечении социального пенсионного обеспечения, которое является одной из основных функций социального государства.

Главная цель государства в этой области — обеспечить финансовую стабильность и социальную защиту пожилым людям, которые больше не могут работать и нуждаются в дополнительной поддержке. Формирование пенсионных фондов Одним из способов, которым государство обеспечивает пенсионное обеспечение, является формирование пенсионных фондов. В Федеральном законе от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ВИЧ-инфекции " была закреплена норма, в соответствии с которой ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначается социальная пенсия, установленная для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование института социальных пенсий на современном этапе Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 г. С указанной даты утратил силу Закон N 340-1. С 1 января 2015 г. Тем самым пенсии классифицируются законодателем на два вида в зависимости от источника их финансирования: страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются в первую очередь за счет средств страхователей работодателей , уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета. Закон N 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Закон N 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий таким категориям граждан, как: федеральные государственные гражданские служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; граждане из числа космонавтов; граждане из числа работников летно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане.

Нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Под термином "нетрудоспособные граждане" в статье 2 Закона N 166-ФЗ понимаются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет соответственно мужчины и женщины , граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины.

Интересно, что в ранее действовавших редакциях Закона N 166-ФЗ содержалась норма, согласно которой указанные категории граждан имели право на социальную пенсию, если не приобрели право на трудовую пенсию. В связи с этим возникал вопрос, можно ли назначать социальную пенсию гражданину согласно его заявлению, если он одновременно имеет право на трудовую пенсию.

В правоприменительной практике этот вопрос решался с учетом разъяснения Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 4 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением указанного Министерства от 7 мая 2002 г. N 3508. Согласно названному разъяснению вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления с его стороны, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии.

В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимались: граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии; граждане, которые соответствуют данным условиям, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, определенном законодательством; граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

Таким образом, на практике социальная пенсия могла быть назначена и лицам, имеющим право на трудовую пенсию, при наличии у них соответствующего желания. Современная редакция Закона N 166-ФЗ указанного выше положения не содержит и по-прежнему по желанию граждан, имеющих право на страховую или какую-либо иную пенсию, предусмотренную законодательством Российской Федерации, им может назначаться социальная пенсия.

Принципиально важно, что право на социальную пенсию в соответствии с Законом N 166-ФЗ предоставляется только постоянно проживающим в нашей стране лицам. При этом данное право в равной мере относится и к гражданам Российской Федерации, и к иностранцам с апатридами. Соответственно, при выезде на постоянное жительство за границу социальная пенсия не устанавливается, а выплата уже назначенной социальной пенсии прекращается.

Также социальная пенсия не выплачивается гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории Российской Федерации имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства.

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее в установленном порядке вид на жительство. Право на социальную пенсию имеют следующие пять категорий постоянно проживающих в России граждан: инвалиды III, II, I группы, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет соответственно мужчины и женщины , постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии это исключительный случай в пенсионном законодательстве России, когда основанием различия условий пенсионного обеспечения выступает национальность гражданина ; граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет.

При этом для иностранных граждан и лиц без гражданства в данном случае установлено дополнительное условие для назначения социальной пенсии - проживание в Российской Федерации не менее 15 лет, такой своеобразный "ценз оседлости" или стажевые требования по периодам проживания для назначения социальной пенсии.

Названное дополнительное условие было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. Представляется, что данное решение законодателя связано с особой правовой природой социальной пенсии, ее взаимосвязью с системой социальных пособий и государственной социальной помощи.

На особую природу социальной пенсии уже давно обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации. В упоминавшемся выше Постановлении от 16 октября 1995 г. С 1 января ПФР раз в три года информирует мужчин, достигших возраста 45 лет, и женщин, достигших 40 лет, которые не получают какую-либо пенсию, о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.

Такое информирование осуществляется через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР либо по личному обращению в органы ПФР. С 1 января 2022 года начал действовать единый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Нужен он главным образом для того, чтобы проживающие в условиях Крайнего Севера люди получали установленные законами льготы и надбавки. К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские округа, муниципальные округа и районы Алтая, Бурятии, Карелии, Коми, Тывы, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краев, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также всей Якутии, Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и всего Камчатского края.

Прежде всего люди, которые работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, согласно информации Пенсионного фонда России, работавшие там мужчины могут уходить на пенсию в 60 лет, а женщины - в 55 лет. При этом в районах Крайнего Севера они должны проработать не менее 15 лет, а в приравненных к ним местностях - не менее 20 лет и иметь страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.

В то же время на момент выхода на пенсию гражданам не обязательно жить на Севере. У "северян" выше и сама пенсия. Так, фиксированная выплата к одному из видов страховой пенсии "северян" - по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца - увеличивается на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает правительство.

Льготы для пенсионеров Людям, вышедшим на заслуженный отдых или продолжающим работать на пенсии, полагается ряд федеральных и региональных льгот. Налоговые льготы В 407 статье Налогового кодекса говорится, что пенсионеры освобождаются от уплаты налога на имущество, который начисляется на объекты недвижимости это, например, комната, квартира, дачный дом с фундаментом, частный дом и зависит от кадастровой стоимости жилья и размера коэффициента, который регионы устанавливают самостоятельно.

Пенсионер может получить льготу только на один объект недвижимости одного типа. Если в собственности больше, чем один объект, за остальные налог придется уплачивать.

Что касается земельного налога, то полностью от него пенсионеры не освобождаются. Не платить земельный налог можно только за 6 соток ст. Если же участок больше, то за площадь свыше 6 соток налог взимается. Льгота распространяется на один участок. Льготы на капитальный ремонт многоквартирного дома В 169 статье Жилищного кодекса указывается, что пенсионеру в возрасте от 70 лет компенсируется половина суммы на капремонт, от 80 лет - вся сумма.

Но при этом должны быть выполнены следующие условия: квартира находиться в собственности, пенсионер должен проживать в одиночестве или с родственниками, которые тоже не работают по причине пенсии или инвалидности. Льготы работающим пенсионерам, связанные с отдыхом и увольнением Работающий пенсионер имеет дополнительные льготы, напрямую связанные с его трудовой деятельностью.

Дополнительный отпуск за свой счет ст. Чтобы получить его, необходимо написать заявление на имя работодателя, при этом можно не объяснять причины, по которым нужен отпуск. Также работающий пенсионер может уволиться без обязательной отработки двух недель ст.

Что касается начислений по потере кормильца, то право на них имеют несовершеннолетние дети. Если ребенок обучается в ВУЗе на стационарной форме, то ему также выплачивается социальная пенсия. Образовательное обеспечение: Предоставление доступа к образованию и стипендий для обучения граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации или имеющих ограниченные возможности.

Профессиональное обучение и поддержка: Предоставление помощи в трудоустройстве и повышении квалификации, чтобы облегчить интеграцию на рынок труда и поддержать тех, кто находится в уязвимом положении. Помощь семьям: Предоставление материальной и социальной поддержки семьям, включая выплаты детского пособия, субсидии на рождение ребенка и дополнительные услуги для детей с особыми потребностями.

Социальное обеспечение играет важную роль в создании социально справедливого общества, обеспечивая равные возможности и поддержку для всех граждан, особенно для тех, кто находится в уязвимом положении или нуждается в особой помощи и защите. Современные тенденции развития социального обеспечения 1. Расширение социального обеспечения Социальное обеспечение перестает быть уделом только некоторых групп населения и становится всеобщим.

Повышение уровня жизни и становление принципа равенства позволяет все большему числу граждан получить доступ к социальной помощи. Советуем прочитать: Как узнать было ли обжаловано дело в районном суде 2. Ориентация на предоставление услуг Социальное обеспечение переходит от материальных выплат к предоставлению различных услуг.

Система государственного пенсионного обеспечения

Детям, оба родителя которых неизвестны. Это социальная пенсия для постоянно живущих в России детей, которых не усыновили и оба их родителя неизвестны. Так происходит , когда ребенка находят одного без документов или женщина попадает в роддом без паспорта и оставляет новорожденного. В свидетельстве о рождении у таких детей в графах «мать» и «отец» стоит прочерк. Право на эти пенсии возникает не в связи с тем, что в период работы или другой деятельности за соответствующего гражданина отчислялись обязательные пенсионные страховые взносы единый социальный налог взнос , а в силу других обстоятельств, определённых в Федеральном законе от 15.

В соответствии с пунктом 1 ст. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации [3].

Размер доплаты пересчитывается при увеличении вознаграждения, выплачиваемого депутатам Государственной Думы [4]. В 2017 году средняя пенсия в России составляла 13,7 тысячи рублей [45]. Основная статья: Пенсионная реформа в России 2019—2028 Осенью 2018 года, несмотря на массовые протесты россиян, был принят закон о повышении пенсионного возраста точное название документа: «Федеральный закон от 03. Согласно принятой схеме [46] , при сохранении прежней структуры пенсионной системы в целом, возраст выхода на страховую пенсию по старости для мужчин женщин 1959 1964 года рождения повысится до 60,5 55,5 лет, 1960 1965 года рождения — до 61,5 56,5 лет, 1961 1966 года — до 63 58 лет, 1962 1967 года — до 64 59 лет, а с 1963 1968 года рождения составит 65 60 лет.

Параллельно будет расти возраст выхода на социальную пенсию: так, мужчины женщины 1954 1959 года рождения смогут получать её в 65,5 60,5 лет, а с 1958 1963 года рождения — только в 70 65 лет.

Досрочный выход на пенсию для отдельных категорий граждан сохраняется [47]. Российские пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, получили с 2019 года право на надбавку к пенсии по старости в размере 5 334 рублей размер фиксированной выплаты в 2018 году составлял 4892 рубля. В марте 2019 года Государственная Дума приняла закон, по которому предусматривается индексация всех пенсий.

Согласно поправкам, при подсчете общего материального обеспечения пенсионера из него будет исключена сумма индексации пенсий, ее будут выплачивать сверх величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания.

Таким образом, получателю социальной доплаты к пенсии выплата сумм индексации всегда будет обеспечена сверх прожиточного минимума. В 2020 году, по словам вице-премьера России Татьяны Голиковой, средний размер пенсий составит 15 000 рублей, а средний размер страховых пенсий по старости для неработающих пенсионеров — 16 400 тысячи рублей.

Страховая пенсия и её разновидности[ править править код ] Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата лицам, достигшим пенсионного возраста. Представляет собой одну из важнейших ценностей современного общества , организованного на демократических началах и ориентированного, в первую очередь, на решение проблем социального характера. Это право, наряду с правом на труд , правом на охрану здоровья и медицинскую помощь , правом на жилище , относится к категории социальных прав личности.

Право на социальное обеспечение базируется на ст. Приведённое положение реализуется посредством охраны труда и здоровья людей, установления минимального размера оплаты труда , обеспечения государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства , инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб , установления государственных пенсий , пособий и иных гарантий социальной защиты.

Тема 16. Социальные пенсии.

Членам семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, назначается пенсия по случаю потери кормильца независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца. Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам 1. Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины , не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Статья 12. Порядок установления инвалидности Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 13. Применение норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего умершего кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

Глава III. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению Статья 14. Размеры пенсий федеральных государственных служащих Пенсии, назначенные до вступления в силу Федерального закона от 08. Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости инвалидности , установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Федерального закона от 08. Размеры пенсий, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района местности проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах местностях.

При выезде граждан из этих районов местностей на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Федерального закона от 22. Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей 1. Размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей в случае гибели смерти военнослужащих за исключением членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы служебных обязанностей , либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы служебных обязанностей.

Инвалидам, которые имеют ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени и на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьей 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, имеющих на иждивении соответствующее количество нетрудоспособных членов семьи.

Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: 1 пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего умершего военнослужащего - 200 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины.

Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи; 2 пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего умершего военнослужащего - 150 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины.

Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи.

Размеры пенсий, предусмотренные пунктами 2 - 4 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района местности проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах местностях.

Размеры пенсий участников Великой Отечественной войны 1. Размеры пенсий, предусмотренные настоящей статьей, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района местности проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах местностях.

Размеры пенсий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей 1. Гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по старости определяется исходя из базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьей 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, имеющих на иждивении соответствующее количество нетрудоспособных членов семьи.

Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для аналогичной степени ограничения способности к трудовой деятельности, с учетом соответствующего количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении инвалида.

Пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на каждого члена семьи. Размеры пенсий, предусмотренные пунктами 1 - 3 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района местности проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах местностях.

Размеры пенсии по инвалидности независимо от степени ограничения способности к трудовой деятельности и пенсии по случаю потери кормильца на каждого члена семьи не могут быть менее 660 рублей в месяц. Статья 18. Размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан 1. Право на эти пенсии возникает не в связи с тем, что в период работы или другой деятельности за соответствующего гражданина отчислялись обязательные пенсионные страховые взносы единый социальный налог взнос , а в силу других обстоятельств, определённых в Федеральном законе от 15.

В соответствии с пунктом 1 ст. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации [3].

Размер доплаты пересчитывается при увеличении вознаграждения, выплачиваемого депутатам Государственной Думы [4]. В 2017 году средняя пенсия в России составляла 13,7 тысячи рублей [45]. Основная статья: Пенсионная реформа в России 2019—2028 Осенью 2018 года, несмотря на массовые протесты россиян, был принят закон о повышении пенсионного возраста точное название документа: «Федеральный закон от 03.

Согласно принятой схеме [46] , при сохранении прежней структуры пенсионной системы в целом, возраст выхода на страховую пенсию по старости для мужчин женщин 1959 1964 года рождения повысится до 60,5 55,5 лет, 1960 1965 года рождения — до 61,5 56,5 лет, 1961 1966 года — до 63 58 лет, 1962 1967 года — до 64 59 лет, а с 1963 1968 года рождения составит 65 60 лет. Параллельно будет расти возраст выхода на социальную пенсию: так, мужчины женщины 1954 1959 года рождения смогут получать её в 65,5 60,5 лет, а с 1958 1963 года рождения — только в 70 65 лет.

Досрочный выход на пенсию для отдельных категорий граждан сохраняется [47]. Российские пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, получили с 2019 года право на надбавку к пенсии по старости в размере 5 334 рублей размер фиксированной выплаты в 2018 году составлял 4892 рубля.

В марте 2019 года Государственная Дума приняла закон, по которому предусматривается индексация всех пенсий. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30. Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2024 году с учетом переходного периода ИПК составляет 25,8.

ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Социальный фонд за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

Размер пенсии по старости — Размер страховой пенсии складывается из двух частей. Первая часть рассчитывается индивидуально каждому человеку исходя из размера ИПК, — продолжает Елена. ИПК определяется по формулам и отталкивается от размера поступивших в Социальный фонд страховых взносов. Вторая часть — фиксированный базовый размер страховой пенсии. По словам М. Захарова и Э. Такая позиция несколько не соответствует фактам, отражающим историю отечественного пенсионного права.

Действительно, законодательное закрепление института социальных пенсий произошло в нашей стране именно в год принятия Закона N 340-1. Однако осуществилось данное, без преувеличения, эпохальное событие несколько раньше и в связи с изданием другого нормативного правового акта - Закона СССР от 15 мая 1990 г. Право социального обеспечения. Право социального обеспечения России.

Пенсионные реформы в России. Согласно статье 5 Закона от 15 мая 1990 г. Статья 119 устанавливала, что социальные пенсии назначались и выплачивались неработающим гражданам кроме инвалидов с детства при отсутствии права на трудовую пенсию, а именно: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; лицам, достигшим возраста: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет; детям - в случае потери кормильца; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.

Размеры социальных пенсий определялись исходя из категории пенсионера в процентном отношении от минимального размера пенсии по возрасту, который устанавливался в размере 100 процентов минимальной заработной платы, предусмотренной законодательством СССР статьи 20 и 120 Закона от 15 мая 1990 г. Отметим, что в отношении социальных пенсий Закон от 15 мая 1990 г. Закон N 340-1 вступал в силу поэтапно, и началом его реализации, в том числе в части назначения социальных пенсий, являлось 1 марта 1991 г.

Именно с указанной даты Закон от 15 мая 1990 г. Можно сказать, что Закон от 15 мая 1990 г. Таким образом, институт социальных пенсий впервые стал неотъемлемой частью отечественной пенсионной системы в связи с принятием Закона от 15 мая 1990 г.

На данное обстоятельство совершенно справедливо указывает З. Другое дело, что названный Закон действовал очень незначительный период времени и не оставил заметного следа в истории практики применения пенсионного законодательства. Вместе с тем следует согласиться с мнением Г. Необходимо иметь в виду, что до принятия указанных законодательных актов нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось так называемое ежемесячное пособие, при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных в соответствии с законодательством их содержать.

Очевидно, что в такой ситуации о полной реализации принципа всеобщности пенсионного обеспечения говорить не приходилось. Закон N 340-1 определял, что социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Вместе с тем предусматривалась, что данная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии по желанию обратившегося за ней гражданина. К гражданам, имевшим право на социальную пенсию на основании указанного Закона, относились: инвалиды I, II и III групп, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины.

Тем самым социальные пенсии согласно Закону от 20 ноября 1990 г. N 340-1 назначались практически тем же категориям граждан, что и по нормам Закона от 15 мая 1990 г. Однако в указанных законодательных актах принципиально различным образом решался вопрос выплаты социальной пенсии в период осуществления работы. Если Закон от 15 мая 1990 г. По нашему мнению, правовая природа социальной пенсии предполагает ее установление только в случае отсутствия у нетрудоспособного лица источника дохода от оплачиваемой трудовой деятельности.

Соответственно, при осуществлении работы выплата социальной пенсии производиться не должна. Вместе с тем одной из основных задач пенсионной системы является поддержка наиболее незащищенных слоев населения. В самой ее сути изначально обязан присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей, и др. Поэтому в данном случае требуется найти подход, устанавливающий разумную дифференциацию получателей названных пенсий при решении изложенного вопроса.

Размеры социальных пенсий различались в зависимости от основания ее назначения, группы инвалидности, потери ребенком одного или двух родителей. Право на самую высокую социальную пенсию, которая равнялась минимальному размеру пенсии по старости, имели: инвалиды с детства I и II группы; инвалиды I группы; дети-инвалиды; дети, потерявшие обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Для лиц, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты для рабочих и служащих, размеры социальных пенсий определялись с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях.

В случае, если были установлены разные коэффициенты, применялся коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Минимальная пенсия по старости, необходимая для исчисления размера социальной пенсии, определялась на основании части 1 статьи 17 Закона N 340-1 и соответствовала минимальному размеру пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии.

При этом полная пенсия устанавливалась за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет статья 10 названного Закона. Показатель, в зависимости от которого устанавливался минимальный размер пенсии, неоднократно изменялся. Первоначально предусматривалось, что указанный размер устанавливается на уровне прожиточного минимума, который определяется ежегодно Верховным Советом РСФСР на 1991 год он определялся в сумме 100 руб.

Законом Российской Федерации от 6 февраля 1992 г. N 2294-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" часть 1 статьи 17 данного Закона была изложена в новой редакции, согласно которой минимальный размер пенсии устанавливался на уровне минимального размера оплаты труда. Затем Федеральный закон от 5 мая 1994 г. И, наконец, в связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2000 г.

N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" часть 1 статьи 17 Закона N 340-1 приобрела окончательную редакцию, определяющую, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом.

В течение времени действия Закона N 340-1 наполнялись новым содержанием и нормы, регулирующие непосредственно условия предоставления социальных пенсий. Статья 27 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г.

Оцените статью
Добавить комментарий